Что нового в новом учебном году?

Просмотров: 1086Комментарии: 0
Общество

Два года назад в большом интервью с начальником управления образования В. В.Остренко мы говорили о модернизации региональных систем общего образования. Само слово «модернизация» в переводе с французского означает «приведение к современным требованиям».

То, что считалось современным вчера, может перестать быть таковым завтра. Поэтому сегодня вновь наш разговор о том, что нового появилось в образовании.

- Валентина Викторовна, весной 2011 г. на заседании Правительства РФ В. В.Путин предложил проект модернизации региональных систем общего образования до 2013 г. Какие проблемы решает образование сегодня?

- В 2011 году мы говорили о системе общего образования, сейчас коренные изменения произошли и в дошкольном образовании: это переход с федеральных образовательных требований к федеральным государственным образовательным стандартам, увеличение финансовых вложений. Вообще же речь идет о создании единого образовательного пространства. В соответствии с новым законом «Об образовании», дошкольное образование – уже не отдельная ступень образования, а первая ступень общего образования. И дополнительное образование тоже должно менять свои подходы.

- Понятно, что сразу решить все проблемы и обеспечить всех желающих дошкольным образованием не получится. Что делается для детских садов уже сейчас?

- Учеными доказано, что участие в программах дошкольного образования и воспитания благотворно влияет на развитие умственных способностей ребенка, повышает уровень его социализации, помогает подготовиться и быть успешным в школе. Мы прилагаем значительные усилия для развития альтернативных форм дошкольного образования, чтобы все дети Малмыжского района в той или иной форме получили дошкольное образование и имели при поступлении в школу равные стартовые возможности.

В Малмыжском районе функционируют 14 дошкольных учреждений, 2 группы кратковременного пребывания для детей и консультационный пункт для родителей на базе детского сада №5 «Золотой ключик» г. Малмыжа, 3 дошкольные группы в общеобразовательных учреждениях, школа раннего развития «Радуга» на базе дома детского творчества включает 2 группы, которые посещают воспитанники городских дошкольных учреждений и группа для детей, не посещающих детские сады. В каждом образовательном учреждении действует школа будущего первоклассника.

В соответствии с Соглашением, заключенным департаментом образования и администрацией Малмыжского района, выделена дотация в сумме 145896 тыс. руб. на открытие дополнительных 107 мест (5 групп) на базе детского сада «Малышок» с. Калинино, дошкольной группы в МКОУ СОШ с. Тат-Верх-Гоньба, в детском саду №1 и с. Савали. В учреждениях проведен капитальный ремонт, закуплено оборудование. В сентябре 2013 г. из федерального бюджета выделены средства в сумме 9400 тыс. руб., софинансирование муниципального района составит 2600 тыс. руб. на реконструкцию детского сада №2 «Полянка» г. Малмыжа и создание 25 мест на базе учреждения.

- А как проходила подготовка школ к учебному году?

- В ходе реализации проекта модернизации существенно улучшена материально-техническая база школ. Департаментом образования Кировской области передано району 2 комплекта компьютерного оборудования, 630 - спортивного оборудования и инвентаря. В МКОУ СОШ №1 поставлено современное оборудование для школьной столовой, оборудование для медицинского кабинета, кабинета биологии, компьютерный класс, комплект компьютерного оборудования, 2 комплекта интерактивных аппаратно-программных комплексов, стрелковый тренажерный комплекс для кабинета ОБЖ, комплект компьютерного оборудования (сервера). Более 9 тысяч единиц учебной литературы пополнило фонды школьных библиотек.

И все же финансовые затраты по подготовке к новому учебному году полностью взял на себя муниципалитет. Только в сентябре из областного бюджета поступили 2 миллиона, которые будут направлены на реконструкцию крыш в школах с. Б.Китяк и с. Калинино. Все школы были приняты к началу учебного года.

Большая часть бюджета Малмыжского района расходуется на образование, но для полноценной организации образовательного процесса необходимы дополнительные средства. Уменьшение источников финансирования, свертывание государственных программ привело к тому, что в прежнем объеме и прежними темпами развивать образование невозможно. Но остановка в развитии однозначно приведет к разрушению системы. Поэтому нужно выбирать те темпы для развития, которые не требуют значительных финансовых затрат. Проблема тут и в психологии конкретных людей: одни ищут отговорки, другие – решают проблемы.

- Вопросы благоустройства территории, создание предметно-развивающей среды сегодня в центре внимания. Думается, решению многих проблем способствует конкурс «Красивая школа?»

- В течение 6 лет в Малмыжском районе проводится конкурс «Красивая школа». Практика работы показала, что конкурс, объединяя усилия учителей, родителей, учащихся, улучшает не только материально-техническую базу, но и преобразует мир детей, изменяет отношение к образовательному учреждению, формирует воспитательную систему на основе сотрудничества.

Более красивыми и ухоженными наши образовательные учреждения стали не только благодаря конкурсу. Летом началась реализация проектов по созданию безопасных, психологически комфортных, эстетически воспитывающих условий во всех образовательных учреждениях.

- Английская пословица гласит: «Цена человека – его заработная плата». В 2011году мы говорили об увеличении заработной платы педагогам как одной из составляющих модернизации.

- Тенденция продолжает сохраняться, т. к. доведение заработной платы педагогов до средней по региону является условием получения муниципалитетом финансовых средств из областного бюджета. С 1 сентября заработная плата учителей выросла на 12%, а работников дошкольного образования – на 22,5%.

- Мы не раз говорили о том, что уменьшение контингента обучающихся ведет к уменьшению числа средних школ и увеличению числа основных…

- Такой процесс продолжается в связи со снижением числа учеников. В этом году поменяла свой статус МКОУ СОШ с. Ст. Тушка, став основной общеобразовательной школой. Приоритет образовательной политики - крупные школы, где есть классы-комплекты, и задача муниципалитета – обеспечить доступность образования.

Во-первых, благодаря увеличению парка школьных автобусов до 7 единиц организуется подвоз 285 учащихся из отдаленных населенных пунктов в базовые школы.

Во-вторых, реализуется модель дистанционного обучения школьников на базе МКОУ СОШ с. Ст. Тушка. В 2013-2014 учебном году образовательная деятельность осуществляется по информатике, планируется преподавание химии и истории. В образовательном учреждении работает тьютор (куратор). Основной тип обучения – «один учитель - один класс».

- Новая система напоминает получение высшего образования по системе дистанционного обучения – через компьютер?

- Нет. Нельзя рассматривать дистанционное обучение как общение ученика с компьютером. По словам опробовавших новшество педагогов, у учителя в реальном классе не всегда есть такие возможности, которые предлагает дистанционное обучение. Это очень перспективный путь развития, особенно в малокомплектных школах, где один учитель зачастую вынужден вести несколько предметов. В Кировской области создан дистанционный центр, который имеет лицензию, т. е. право осуществлять образовательную деятельность. Образовательная деятельность организуется на основе современных передовых технологий по предметам. Для школ, не имеющих достаточного числа педагогических кадров и подавших заявки для организации дистанционного обучения учащихся, дистанционным центром планируется поставка аппаратно-программных комплексов.

- В последнее время в районе активно обсуждался вопрос открытия государственной школы на базе МКОУ СОШ №1.

- Принятие такого решения пока отложено департаментом образования.

- Вы согласитесь, что какие бы изменения не происходили, ключевой фигурой системы образования остается учитель. Давайте выделим наиболее значимые педагогические победы.

- Исследование известной во всем мире лаборатории McKinsey& Company показало, что единственный параметр, от которого действительно зависит качество образования, - это не наличие компьютеров и интерактивных досок, а качество взаимодействия учителя и ученика на уроке, определяемое только квалификацией педагога. Поэтому необходимо постоянно вкладывать средства в развитие учительского потенциала. На мой взгляд, среди самых значимых педагогических побед - Грант губернатора Кировской области воспитателя детского сада №1 Р. Н.Гильмутдиновой и учителя информатики средней школы №1 Ю. Ю.Шаромова, знак «Педагогическая слава» старшей вожатой средней школы с. Аджим Л. М.Просвиряковой.

От редакции:

Недавно, для участия в ежегодной итоговой конференции педагогических работников, наш район посетила начальник Управления Юго-Восточного образовательного округа Т. В.Винокурова. На основе объективных данных и результатов ЕГЭ она дала высокую оценку работы органов местного самоуправления и управления образования.

Поздравляем с Днем учителя всех педагогов и желаем им плодотворной работы в новом учебном году!

Наталья Игнатьева.

Оставьте комментарий!

     

  

Если вы уже зарегистрированы как комментатор или хотите зарегистрироваться, укажите пароль и свой действующий email. При регистрации на указанный адрес придет письмо с кодом активации и ссылкой на ваш персональный аккаунт, где вы сможете изменить свои данные, включая адрес сайта, ник, описание, контакты и т.д., а также подписку на новые комментарии.

Войти через loginza

(обязательно)